Notice: Trying to access array offset on value of type bool in /var/www/html/wp-content/themes/basic/functions.php on line 145

Notice: Trying to access array offset on value of type bool in /var/www/html/wp-content/themes/basic/functions.php on line 148

Альметьевск

Для людей, живущих в Татарстане, первое, что приходит на ум при упоминании слова «Альметьевск», — нефть, поскольку город называют не иначе как «нефтяной столицей» республики.

Согласно преданиям, в 1719 году на  месте, где сегодня стоит современный Альметьевск, мулла Аль-Мухаммед, правитель одного из булгарских племен, потомок хана Бикчуры, основал поселение. Самый известный документ, в котором есть упоминание об этом поселении — письмо, написанное муллой Аль-Мухаммедом полковнику И.Н. Татищеву, датированное 24 июня 1735 года.  Он пишет об «Алметевой деревне».

По тем временам это поселение считалось крупным. По итогам ревизии, проведенной в 1747 году, было зафиксировано, что в деревне насчитывается «85 душ мужского пола» и 23 хозяйства.

Постепенно поселение разрастается, и в 1831 году, согласно приказу Оренбургского военного губернатора, становится крупным торговым центром. Здесь создается ярмарка по сбыту зерна. В 1867 году 6 деревень образуют Альметьевскую волость. К началу 20 века в населенном пункте Альметьево насчитывается уже более 500 дворов.

После революции 1917 года и гражданской войны деревня, в которой в 1930 году был организован  колхоз имени Сталина №1, стала районным центром.

В годы ВОВ  в районе произошло событие, которое, по сути,  определило всю дальнейшую судьбу Альметьевска и благодаря которому город стал тем, что представляет собой сегодня. В районе было открыто Шугуровское месторождение нефти. Это событие стало причиной того, что близ села был построен рабочий поселок, 3 ноября 1953 году по Указу Президиума Верховного Совета РСФСР  получивший статус города.

Альметьевск сегодня — административный центр одноименного  района, он расположен  в 265 километрах от столицы Татарстана — Казани,  по количеству населения занимает 4 место в республике.

Альметьевск имеет несколько религиозных достопримечательностей. Первая – это Храм иконы Казанской Божьей Матери. Считается, что он похож на расположенный в столице Храм Христа Спасителя.

Вторая — Храм Рождества Христова, построенный в 2000 году. Храм возведен в честь погибших защитников Родины. Создатели кирпичной церкви вдохновлялись проектом Александро-Невской часовни, расположенной в Ярославле. Мечетей же в Альметьевске более 10. Соборная мечеть и храм Казанской иконы Божией Матери расположены неподалеку друг от друга, и, кроме всего прочего, призваны символизировать единство и мирное сосуществование двух основных конфессий в регионе.Символом Альметьевска считается Каскад прудов — водно-архитектурный комплекс с зелеными насаждениями и пешеходными дорожками, где любят собираться местные жители.

Конечно же, все гости города непременно должны побывать в Краеведческом музее. Здесь их ждет экскурсия, в ходе которой можно узнать интересные факты об истории населенного пункта, а развитии нефтяной промышленности. Также туристы смогут полюбоваться на работающий макет водяной мельницы 19 столетия.  

В картинной галерее представлены произведения, посвященные добыче татарской нефти. Много интересных работ знаменитого художника Конрада Максимова, восхваляющего природу Камы и Волги в своих полотнах.

Альметьевский театр — один из признанных коллективов Республики Татарстан был организован в 1944 году на базе дома культуры. Первой такой пьесой стала драма Р. Ишмурата «Возвращение», её поставил А. Галиев. Если учесть, что в то время не было элементарных сценических средств и, чтобы встретиться со своим зрителем приходилось шагать за десятки километров, да ещё тащить на себе реквизит и костюмы, понятен энтузиазм актеров, их любовь к искусству. Как правило, в театре оставались те, у кого актерские способности сочетались с целеустремленностью, способностью преодолевать любые трудности.

В 1946 г. главным режиссером театра стал Камал Халяпов. Условия передвижного колхозно-совхозного театра накладывали определенный отпечаток на качество постановок, на творчество актеров. Это была одна из сложностей работы, другая, не менее сложная проблема – выполнение финансового плана. Театр дробился на три бригады, и каждая выступала с определенным спектаклем. Вся труппа встречалась только в тех спектаклях, когда ставились широкие полотна, посвященные какой-нибудь торжественной дате. Всё это сказывалось на облике театра, на игре актеров, на их судьбах. Главные усилия театра были направлены на то, чтобы создать профессиональный единый коллектив, близкий и понятный зрителю.

В 1952 – 59 г.г. художественным руководителем театра стал известный деятель татарского театрального искусства Саид Булатов. Будучи человеком образованным, с большой практикой постановочной работы, он вложил много сил в сплочение коллектива и повышение профессионального мастерства актеров, их теоретического уровня. Он поставил такие спектакли, как «Габбас Галин» Ш. Камала, «Встреча с юностью» А. Арбузова, «Последняя встреча», «Верный спутник», «Звезды сияют» С. Кальметова, «За туманом» Ш. Камала, «Нурихан» М. Хасанова, «Тайные следы» Х. Вахита, «Молодые сердца» Ф. Бурнаша. Но театр ещё был лишь на подступах к своей известности. После ухода С. Булатова сами актеры взялись за постановочную работу, иногда приглашая режиссеров из Казани и Уфы.

В 1963г. главным режиссером театра назначается известный режиссер с большим творческим и жизненным багажом, заслуженный деятель искусств ТАССР Габдулла Юсупов. За четыре года работы он поставил 17 спектаклей разного жанра и разнопланового характера, театр изменился до неузнаваемости. Были поставлены такие спектакли, как «Потоки» Т. Гиззата, «Костры горят» Г. Ахунова, «Осенние ветры» А. Гилязова, «В ночь лунного затмения» М. Карима, «Зубайда – дитя человеческое» Ш. Хусаинова. При нём в театре была организована студия, выпускники которой заняли впоследствии ведущее положение в театре. В середине шестидесятых театр стал набирать творческую высоту.

Но настоящее признание пришло, когда в коллектив пришел режиссер, заслуженный деятель искусств РТ и России Гали Хусаинов. Неугомонный, беспокойный, жадный до творчества, требовательный во всем режиссер,  буквально, заразил театр своей трудоспособностью, одержимостью, любовью к театру. Популярность театра стала расти из года в год. Поставленные им «Козы – Корпеш и Баян – Сылу» Мусрепова, «Материнское поле» Ч. Айтматова, «Трактирщица» Гольдони, «Если нет луны, есть звезды» Т. Миннуллина, «Антигона» Ж. Ануя вывели театр на новые рубежи, обозначили творческую зрелость коллектива.

В марте 1989 года Альметьевский совет народных депутатов и объединение «Татнефтегазстрой» принимают радостное для актеров решение о передаче Дома техники Альметьевскому театру. Это случилось через 45 лет после его рождения.

Начало 1990-х годов – сложное время для театра. Менялись руководители театра, режиссеры. Театр жил и развивался, принимал участие в разных фестивалях, выезжал за границу со спектаклем татарского классика М.Файзи «Белый калфак» (реж.Ф.Бикчантаев) на XI Международный фестиваль экспериментальных театров в Каире (Египет-99г.)

В феврале 2005 года новым директором театра стала Исмагилова Фарида Багисовна – человек неиссякаемого энтузиазма, обладающий замечательными организаторскими способностями. А вскоре труппу возглавляет режиссер Ильяс Сахипгареевич Гареев. И театр начал стремительно меняться. Превращение театра в настоящий храм искусства произошло после капитального ремонта на средства ОАО «Татнефть» благодаря инициативе генерального директора Тахаутдинова Ш.Ф. И теперь это уютное, красивое театральное здание имеет необходимые зал, гримерки, служебные помещения.

Сегодня Альметьевский театр продолжает развивать те творческие принципы, которые определяли его деятельность в предыдущие годы, активно развивает и укрепляет межрегиональные и международные связи, сотрудничает с известными режиссерами и художниками, ежегодно выпускает 7-8 премьерных постановок, разрабатывает и осуществляет новые творческие проекты: “Место встречи – театр”, «Театральная пятница», “Четыре стороны света”, «Татарстан-Кавказ: легенды сближают нас», благотворительный марафон «Күңел күзе – Глазами сердца», детские проект «Я — актер», «Туфан мәктәбе», уникальный творческий проект «Героика и мелодика Победы, «Слово во Вселенной», флэшмоб «Слово поэта», «Афәрин!-Браво!», учреждена премия — «Актер года», стали проводиться презентации книг, изданных фондом «Рухият».

Появились спектакли другой, современной эстетики, которые стали востребованными на фестивалях. Фестиваль театров малых городов России, «Театральная весна», «Волга театральная» (Самара), фестиваль им. Володина «Пять вечеров» (Санкт-Петербург). Спектакль “Ашик Кериб” М.Лермонтова (режиссер Искандэр Сакаев, Санкт-Петербург) ”Лучший спектакль” на фестивале молодой режиссуры “Ремесло” (2010г.), “Лучший спектакль на международном фестивале тюркских народов “Науруз” (2011г.), специальный диплом жюри на Всероссийском фестивале «Арлекин» (2011г.), диплом в номинации “Лучшая сценография” на фестивалях театров малых городов России и “Алтын Сэргэ” (2011 г.), признан “Событием года” и удостоен республиканской театральной премии “Тантана” (2012г.), участник фестиваля искусств в Мармарисе (Турция, 2013г.), а на фестивале «Маскерадъ» награжден дипломом в номинациях «Лучшая режиссура» и «Лучший актер». Спектакль “Король-олень” К.Гоцци (реж. Звездана Ангеловска, Македония) удостоен диплома “За пластическую выразительность” на фестивале театров малых городов России (Лысьва, 2012г.). Трагифарс “Мещанская свадьба” Б.Брехта (реж.И.Сакаев) лауреат премии “Лучшая мужская роль второго плана” на I межрегиональном фестивале “Волга театральная”. “Хрустальный фронтон” в номинации “Эффектное пластическое решение “ на международном фестивале “Театр.Ялта. Чехов”, 2016.

Театр стал триумфатором на XII театральном фестивале малых городов России в 2014 г. «Ромео и Джульетта» У. Шекспира была признана «Лучшим спектаклем» фестиваля, стала участником фестиваля «Прорыв» в Санкт-Петербурге и включена в лонг-лист фестиваля «Золотая маска», в рамках программы «Маска плюс» спектакль показан в Москве.

Спектакль «Бистә фәрештәсе» (Добрый человек из Сычуани») Б.Брехта стал участником XVII международного театрального фестиваля «Радуга» (Санкт-Петербург, 2016), на 2-ом всероссийском молодежном театральном фестивале им. В.Золотухина (Барнаул) удостоился диплома в номинации «За творческий ансамбль».

Театр живет напряженной творческой жизнью, много гастролирует. Благодаря своей мобильности и высокому творческому потенциалу театр широко известен как в самой Республике Татарстан, так и далеко за её пределами. В апреле 2017 года Альметьевский театр впервые выехал на фестиваль в Европу. На IVмеждународном фестивале MITEM в Будапеште играли спектакль «Ашик Кериб» М.Лермонтова.

Театр востребован не только у зрителей. Очень важный показатель – приток свежих сил. Выпускники театральных учебных заведений стремятся попасть в Альметьевский театр несмотря на конкурсный отбор, ибо силен соблазн серьезных творческих стимулов.

Альметьевский драматический театр драмы награжден дипломами конкурсов «100 лучших товаров России», «Благотворитель года» в Татарстане, удостоился премии им. М. Джалиля РТ. Театр активно участвует в конкурсах на получение грантов. Неоднократно выиграл грант правительства РТ для поддержки лучших учреждений культуры, искусства и кинематографии, грант Министерства Культуры Российской Федерации на Конкурсе по поддержке молодой режиссуры, грантов СТД РТ.