Как я стал театральным туристом

…или романтический очерк о путешествии в хорошей компании интеллигентных людей на спектакль Сарапульского драматического театра «Под знаком Саламандры» (по пьесе Адольфа Шапиро, основанной на произведении Рэя Брэдбери «451° по Фаренгейту»)

У пожарных будущего нашивка с духом огня — саламандрой — на груди, а вместо брандспойта, направляющего водяную струю, — в руках огнеметы. Они горячие парни, и девиз их командира простой и залихватский: «Жгите!»

«Еще пара выездов на сегодня, а потом — танцы!»

В мире, где все извращено и перевернуто, пожарные — верные стражи нового порядка вещей. Их долг — священен, их служба — проста. Они уничтожают книги — рассадник вольнодумства, источник лишних мыслей. Порой вместе с их владельцами.

Научно-фантастический роман-антиутопия Рэя Брэдбери был издан в 1953 году. В эпиграфе романа говорится, что температура воспламенения бумаги — 451 °F. Автор описал общество, которое опирается на массовую культуру и потребительское мышление. Все книги в нем подлежат сожжению; хранение книг — преступление; люди, способные критически мыслить, — вне закона.

Образ брандмейстера Битти и в книге хорош, и в постановке Сарапульского драматического театра убедителен

По Брэдбери, главный герой — настоящий пожарный этого мира: профессионал, что называется, по призванию. Гай Монтэг заворожен стихией огня, упивается запахом гари и воспламеняющих жидкостей, уверен в своей работе и в том, что она значит для общества.

Счастлив он? Монтэг полагает, что любит жену, но детей у них нет, а когда она не спит, одурманенная таблетками, то проводит время с родственниками — виртуальными персонажами телешоу, буквально живущими в ее гостиной.

В параллельном мире феерических интерактивов и убаюкивающих грез обывателю уютно и тепло. Хотя с телестен донимает вездесущая реклама, а с небес все чаще слышен гул реактивных бомбардировщиков (все здесь живут в ожидании скорой мобилизации и молниеносной, отдаленной, Войны).

Нашему Гаю совсем невесело. Тут еще эта соседская девчонка-подросток Кларисса. Она со странностями: рассказывает забавные стихи, задается разными вопросами, а еще они с семьей иногда по вечерам сидят у себя за ужином и разговаривают, в смысле — общаются: мыслимое ли дело по нынешним временам?! Монтэг очарован соседкой и начинает меняться (останавливаться, пробовать дождь на вкус, задумываться и проч. глупости).

Из отзывов зрителей: «Главный герой — простой человек, разочаровавшийся в идеалах этого общества. Что ждет его на этом пути? Счастье или разочарование, слёзы или радость, друзья или враги, долгая жизнь или неожиданная смерть?
История пробуждения. История поиска смысла. История становления новой личности! Любовь, дружба, отчаяние, прозрение…»

А вы что-нибудь слышали про мало-мальски приличную антиутопию, в которой все не мрачно и драматично, а со счастливым концом? Я лично нет. Так и здесь: режиссер и актеры не дают однозначных ответов, простых решений и эффектных развязок. Хотя финала спектакля раскрывать я, конечно же, не буду. Может, там мысль о том, что из искры разгорится что-то новое и очищающее? А может, напротив: гори оно все ярким пламенем, такое настоящее и такое общество? Ведь когда книга — огонь, здесь вызывают пожарных.

Из отзывов зрителей: «Спасибо за спектакль! Нравится, что есть, над чем задуматься… Интересные костюмы, декорации. Замечательно, когда актёры не играют, а живут…»

Помимо интереснейшей работы художника-постановщика из Санкт-Петербурга Елены Жуковой (костюмы, сценография), у спектакля яркая музыкальная составляющая, свет, спецэффекты — новое оборудование Сарапульского драмтеатра задействовано на полную (хотя в некоторых местах зрители постарше могли поморщиться от резких децибеллов). Зато современные треки, как и режиссерское обращение (не заигрывание) к молодежи (с отсылками к соцсетям, глянцу, неону и нуару), на мой взгляд, «зашло».

Про молодежь же (да и много еще, про что) — за чаем после премьеры — разговаривали мы, зрители из Ижевска и участники Клуба театральных путешествий, с главными героями вечера — актерами Артемом Шевченко и Аленой Русиновой, помощником режиссера Игорем Васецким.

Спасибо актерам и режиссеру за чудесный вечер, — мы еще обязательно встретимся! Ну, а Клубу театральных путешествий — за людей и атмосферу: это была замечательная поездка с легкой руки и по приглашению прекрасной и неугомонной Елены Данилиной!

P.S.: Теперь очень хочется однажды стать полноценным театральным путешественником, а не просто туристом=)

До встречи, Сарапульский драматический!

Автор — Влад Калашников

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *